Учебные встречи для руководителей, заинтересованных в эффективном развитии своей организации

Величайшую опасность во времена нестабильности представляет не сама нестабильность, а действия в соответствии с логикой вчерашнего дня.

Питер Друкер

Аналитическая встреча № 1.

«Анализ бизнес – среды и диагностика отличительных способностей организации:  в чём наша сила, брат… ?».

Нужные нам результаты достигаются
благодаря использованию благоприятных возможностей,
а не за счет усилий по решению проблем. 

Питер Друкер.

2 дня, 16 – 18 ак. часов

Цель встречи :

  • Анализ контекста деятельности организации (благоприятных возможностей и потенциальных угроз), оценка способностей организации в ракурсе запросов потребителей и КФУ отрасли.
  • Обозначение стратегических ориентиров и акцентов желаемого поведения персонала, определение разрывов между формируемом практикой УЧР и желаемым поведением персонала.

Что в свою очередь создаёт информационный базис для разработки Программы развития предприятия.

Содержательная канва встречи:

  1. Анализ внешнего окружения и контекста деятельности.

    1.1. Определение своей отрасли и её границ. Очертим свою «Бизнес – поляну».
    Учитывается товарный портфель, потребительские сегменты, география работы.

    1.2. Определение ключевых факторов успеха (КФУ) отрасли.
    КФУ- это факторы, определяю необходимые условия успешного существования
    организации в отрасли. Что хотят потребители? Что в плане удовлетворения клиента делают наши конкуренты, за счёт чего выживают и развиваются?        (Р. Грант).

    1.3. Матрица «Привлекательность отрасли – конкурентная позиция Компании» («МакКинси»).

    1.4.Анализ дальнего окружения (СТЭЭП – анализ) организации. Анализ ближнего окружения организации (пять сил по – Портеру).
    Определение ключевых возможностей и угроз.

  2. Наше стратегическое видение.  И есть ли оно ?

    2.1. Пять вопросов П. Друкера
    В чём наша миссия ?  Кто наши клиенты? Что ценят потребители ?  Каковы наши результаты ? Есть ли у нас планы ?

    2.2. Как стратегическое видение воспринимается и трактуется топ – менеджерами компании.    
    Их оценки в разрезе достижимости и путей реализации.

    2.3. Корпоративная и бизнес стратегия.
    Матрица Портера (лидерство по затратам, фокусирование на низких затратах, широкая дифференциация, фокусированная дифференциация). Матрица Ансоффа (товар/рынки).

    2.4. Конкурировать / сотрудничать (и с кем) ?

    2.5. Заинтересованные стороны в контексте нашей стратегии. Их отношение, власть, полезность.
    Формирование консолидированного видения.

  3. Анализ ресурсов и способностей компании. Определение ключевых преимуществ и разрывов в способностях. В чём наша сила. брат…?

    3.1. Цепочка ценностей (Портер). Основные плюсы и минусы.

    3.2. Источники конкурентных преимуществ. Желаемое и формируемое поведение персонала, основные разрывы.

    3.3. Основные разрывы в способностях (в контексте КФУ).

    3.4. Построение поля (или полей по функциональным направлениям) основных проблем организации.
    Выявление ключевых разрывов в ресурсах и способностях Компании.

  4. А то ли мы предлагаем нашему клиенту?  Наш продуктовый портфель и маркетинговая стратегия.

    4.1 Модель поведения нашего потребителя.

    4.2 Наш продуктовый портфель, основные составляющие  в контексте матрицы БКГ.

    4.3  Новые продукты? Оптимизация портфеля с учётом КФУ отрасли.
    Позиционирование и дифференцирование. Обозначение конкурентных преимуществ. Потребительская ценность нашей услуги.

    4.4  Стратегия ценообразования.

    4.5  Коммуникации с потребителем (цели, каналы, методы).

    4.6 Формирование и продвижение брендов.
    Определение концепции портфеля услуг и основных шагов по взаимодействию с потребителями.

  5. Что мы хотим от нашего персонала ?
  6. 5.1. Три источника конкурентных преимуществ (Шулер и Джексон) и желаемое поведение персонала.

    5.2  Наша практика УЧР и формируемое поведение сотрудников.

    5.3. Разрывы между желаемым и формируемым поведением.
    Выявление ключевых разрывов между желаемым и формируемым поведением сотрудников.

Аналитическая встреча № 2.

Проблемно – аналитическое деловое совещание

«Построения Поля проблем организации».
6 - 8 ак. часов

Цель встречи :

  • Формулирование основных проблем организации в актуальном функциональном разрезе. Что сдерживает наше эффективное развитие ?
  • Выделение главных сдерживающих факторов через призму  «значимости» и «решаемости»
    Выделяются главные задачи для проведения изменений в организации.

Возможно предварительное анкетирование участников совещания и обработка полученной информации..

Деловое совещания состоит из двух этапов.

ЭТАП  1. Построение Поля проблем организации в выбранном функциональном разрезе

1.1. Согласование требований к формулировке проблемы;

1.2. Выявление типичных и конкретных проблем компании (участникам  предлагается сформулировать проблемы, мешающие более эффективному развитию исследуемого направления деятельности компании);

1.3. Размещение проблем на групповом экране и их группировка в соответствии с критерием смыслового сходства – различия;

1.4. Наименование полученных групп и определение общих проблем компании.

1.5. Проверка полученного поля проблем на полноту (соотнесение выделенных проблем с основными сферами и функциями управления).

ЭТАП   2.     Выявление ключевых проблем по исследуемым направлениям деятельности компании.

2.1. Анализ, оценка и ранжирование (упорядочивание) общих проблем с использованием критериев значимость и решаемость проблемы;

2.2. Расположение проблем в пространстве, заданном критериями значимость и решаемость;

2.3. Категоризация общих проблем  определение ключевых проблем

Используемые методы. 
В процессе совещания использовались следующие методы -  экспертные оценки, внутри и межгрупповые дискуссии.

В итоге:    Выявляется и обосновывается перечень ключевых проблем по анализируемым направлениям  деятельности, отранжированных по критериям «значимость/решаемость» в пане очерёдности работы с ними.

Также со стороны консультантов предлагается версия возможных действий в плане работы с Полем проблем.

Аналитическая встреча  № 3.

8 - 10 ак. часов

Семинар – совещание «Управление изменениями».

Основные изменения определены слушателями в рамках аналитической встречи 1 и 2.

Тематические блоки.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Общие особенности организационных изменений.

  • Изменение, как реакция на внешние угрозы и вызовы. Изменение, как развитие и  непрерывный процесс.
  • Три основных направления осуществляемых преобразований в организации.
  • «Жесткий»  и «мягкий» подход к проведению изменений.

2. Направление и контекст  планируемых изменений.

  • Схема Надлера и Ташмена / ромб Левитта.
  • Поле сил Левина.

Групповая работа 1: Определение основных направлений изменений для рассматриваемой организации

3.Типичные ошибки проведения изменений.

  • Заинтересованные стороны и их влияние.
  • Формирование приверженности заинтересованных сторон.

Групповая работа 2: Обозначение основных заинтересованных сторон для рассматриваемых изменений. Разработка плана формирования их приверженности

4.Источники сопротивления изменениям.

  •   Источники сопротивления изменениям.
  • Способы  их преодоления.

Групповая работа 3:   Анализ причин и разработка возможных способов минимизации сопротивления рассматриваемым изменениям

5.Модели проведения изменений.

  • Трехэтапная модель изменений Левина.
  • Расширенная модель пяти этапов.
  • Восемь шагов  проведения изменений по Коттеру.
  • Пять стратегий проведения изменений.
  • Стратегический континуум Коттера и Шлезингера.

Групповая работа 4: Пятиэтапная модель изменений. Основные действия на каждом из этапов в контексте рассматриваемых изменений.

  • Закрепление результатов, достигнутых в ходе проведения изменений.

Вернуться в раздел